Буддист в Новом Времени
Так сложилось, что тема буддизма мне особенно близка. Но в свете Новых Знаний НТН и Теории Причинности честному буддисту приходится пересматривать традиционное буддийское мировоззрение. Одним из важных вопросов является отношение к Богу-Творцу и сотворению Мира. И хотя буддийское учение очень разнообразно — достаточно ознакомиться со статье Википедии «Бог в буддизме», а приверженцы многочисленных школ могут устроить длительные религиозно-философские дискуссии на данную тему, тем не менее, как мне кажется, однозначную общепринятую аналогию в буддийском учении найти трудно (в отличии от, например, христианства).
При детальном рассмотрении подобных вопросов, конечно, возникает значительно больше — учение о сознании и о душе, цель и методы практики (особенно Ваджраяны), мудрость и сострадание, понятие кармы, перерождение, 12 звеньев взаимозависимого происхождения и многие другие. Причем не все положения устарели, остается много полезного с теоретической и практической точки зрения.
Просто оставить эти «неудобные» вопросы без ответа — тоже выглядит неконструктивно.
«Я буддийский монах, – сказал Его Святейшество. – Однако я питаю уважение ко всем вероисповеданиям. Самое главное быть искренними и претворять свои убеждения в жизнь. Все религии, какими бы несхожими ни были их философские воззрения, учат любви, состраданию и терпимости. Я испытываю колоссальное уважение к буддийским философским идеям, но никогда не скажу, что буддизм лучше других традиций. Заявлять так было бы такой же ошибкой, как утверждать, будто одно единственное лекарство может стать панацеей от всех бед.»
Далай-лама начал учения по «Алмазной сутре»
Вспомним, что такое вера с точки зрения Теории Причинности:
Принятие вседостаточной Божественной Благодати. Вероучение должно настроить человека, дать ему правильное наставление и знания, необходимые в Пути к Богу.
Вера — вторая ступень Пути, проявляется негасимым стремлением к Богу и принятием с благодарностью всего, что дается приходящим днем. Вера должна подкрепляться делами, без которых она мертва (Иак. 2:24,26). При познании вера должна быть непоколебимым внутренним фактором.
Вера — сила, не пропускающая в бытие человека существ отрицательного плана из иррационального мира человека, прошедших через него самого. На первом шаге за пределы веры к познанию Бога все эти существа, носимые человеком, явятся перед ним как искушающие (искушение святого Антония).
В.П.Гоч, С.В.Белов «Теория Причинности: (5-е издание, дополненное)». — Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014. — 400 с., ил.
Быть честным с самим собой в убеждениях, жить по ним, иметь веру как непоколебимый внутренний фактор на Пути познания Бога… Как же осуществить это все сразу? Ответ я нахожу в словах самого Далай-ламы:
(Цитата из серии интервью с Тэнцзином Гьямцхо в Бодхгайе, 1981-1985.) «Допустим, что что-то со всей определенностью было доказано в ходе научного исследования, что некоторая гипотеза подтвердилась или что в результате такого исследования был установлен определенный факт. Более того, предположим, что этот факт несовместим с теорией Будды. Вне всякого сомнения, мы должны принять результат научного исследования. Видите ли, общий буддийский подход заключается в том, что мы всегда должны принимать факты. Досужие домыслы, не основывающиеся на эмпирическом опыте, когда таковой возможен, неуместны. Таким образом, если гипотеза была подвергнута проверке, в результате которой она на 100 процентов подтвердилась, то это именно то, что нам следует принять. … Буддисты верят в перерождение. Но предположим, что благодаря различным исследовательским методикам наука однажды придет к окончательному заключению, что перерождений не существует. Если данный факт будет со всей определенностью доказан, то мы должны будем его принять, и мы его примем. В этом заключается общая идея буддизма.»
Это вполне соответствует и словам самого Будды:
«Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»
Далай-лама XIV о науке
А в качестве упомянутых научных исследований — прекрасно подходят результаты, полученные в Школе Причинности на основе НТН и применения Новой методологии познания!
«Ваше Святейшество, а если ученые изобретут таблетку для сострадания, пропишете ли вы ее последователям буддизма?» — спрашиваю я.
«Нет, не пропишу! Противоядие гневу и другим негативным эмоциям должно быть не физическим, оно должно находиться в сознании человека. Сострадание нужно развивать путем тренировки ума, применением интеллекта, анализа и осознанности. Не думаю, что возможно изобрести такую эффективную таблетку».