Свобода. Нужна ли она нам?

Содержание

… современный человек просто не понимает, насколько он свободен в выборе своего жизненного Пути.

В.П. Гоч: мы будем менять Запад, а не Запад нас


Сейчас часто говорят о свободе, независимости - как в личном плане, так и в контексте жизненного пути (Instagram):

“И что ты называешь свободой?

- Ни о чем не просить.

Ни на что не надеяться.

Ни от чего не зависеть.”

Айн Рэнд, 460 лайков

“Никогда никого не слушай.

Никогда ни на кого не надейся.

Никогда ни от кого ничего не жди… "

4617 лайков

Но по-настоящему осуществить можно то, что хорошо осознается, т.е. понято. Давайте разберемся.

Общий взгляд

Посмотрим, что написано о свободе в Википедии[1] и сразу отметим интересные места.

Свобода - состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

=> свобода это состояние, в котором человек причина своих действий

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

=> свобода связана со свободой воли

В философии: свобода - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

=> если внешнее целеполагание отсутствует, а его полное отсутствие не рассматриваем как разумную альтернативу, то остается внутреннее целеполагания, т.е. человек как бы исходит, действует из самого себя

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант указывал на неразрывную связь свободы и правопорядка. Он утверждал, что человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех.

=> человек свободен, если подчинен общему закону, присутствует правопорядок

Эрих Фромм утверждал, что свобода есть цель человеческого развития: “В библейском […] понимании, свобода и независимость суть цели человеческого развития; назначение человеческих деяний есть постоянный процесс самоосвобождения от пут, привязывающих человека к прошлому, к природе, клану и идолам.”

=> свобода - цель человеческого развития

Л. Н. Толстой более полно охарактеризовал категорию свободы в диалектическом единстве с категорией необходимости (Л. Н. Толстой «Война и мир» т. IV[12]): “То, что не было бы свободно, не могло бы быть и ограничено. Воля человека представляется ему ограниченною именно потому, что он сознает её не иначе, как свободною.”

=> свобода и необходимость связаны

Будда утверждал, что полная духовная свобода человека возможна, если человек будет следовать восьмеричному пути, избавляющему от страданий.

=> свобода обретается в Пути и скорее всего только в нем

“Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.” (От Иоанна 8:31-36)

=> неосуществление - не свобода, Истина освобождает, познавший Истину пребывает с Отцом вечно

Подведем промежуточный итог.

  • Свобода это состояние, в котором человек причина своих действий. Она связана со свободой воли.
  • Основа свободы - внутреннее целеполагания, т.е. человек как бы исходит, действует из самого себя.
  • Человек свободен, если подчинен общему закону, присутствует правопорядок
  • Свобода - цель человеческого развития, связана с необходимостью. Обретается в Пути.
  • Неосуществление - не свобода, Истина освобождает, познавший Истину пребывает с Отцом вечно.

Попутно заметим, что в качестве всеобщего закона Канта, устанавливающего правопорядок, в НТН может выступать Мировая Воля, и тогда это уже будет скорее миропорядок, т.е. законы и принципы развития живого. Неосуществление(не следование ей, не учет ее в своих действиях) приводит к попаданию по действие кармы - жесткой необходимости. А напротив осуществление

  • способствует Жизни и действительно может выступать целью человеского развития в широком смысле.

Тут стоит сразу пояснить. Здесь рассматриваю Мировую Волю и Волю Творца (Бога, Создателя и т.д) как синонимы - если копнуть глубже, полагаю, разница будет. Так же понятие кармы в НТН имеет вполне определенную трактовку и неполностью совпадает со всем применяемым к нему спектром значений.

Карма в НТН - тотальный принцип осуществления; причинный принцип воздаяния за неосуществление, в котором - узы смерти.[4]

На более понятном языке - жесткие, неотменяемые причинно-следственные связи(ПСС), обязательные к исполнению - множество тесно переплетенных, как правило, тяжелых ПСС, тянущихся от рождения к рождению. Согласно текущему видению в Школе Причинности, отработать карму нельзя, но от нее можно и нужно уходить через духовное развитие, перевод своего бытия на более высокие планы.

Мировая Воля

Понятие Мировой воли занимает важное место в НТН. Но является весьма непростым для понимания, поэтому здесь я упомяну только наиболее характерные черты, существенные для темы.

Мировая Воля рассматривается как Дельта-функция - импульс бесконечного спектра вибраций Жизни. С точки зрения планов Бытия ее(Воли) источник на уровне Абсолюта, а Физический Мир (физический план, 7й и самый нижний план) является пределом действия импульса[6], поэтому в пространствах ниже нашего, сотворенных людьми, обитают сущности, названные силами нижнего порядка. Она соединяет Мир Земной и Царство Небесное и являет собой вектор развития Жизни.[7]

Так же Мировая Воля - актуализация Пути самотрасцендеции[4], т.е. Пути преображения всего живого.

Логично предположить, что на каждом уровне Бытия Мировая Воля проявляется в соответствующем плану виде. Для нас интересен, например, Буддхи план - план Законов и Принципов, здесь же уже говорим и о сознании человека, т.е. взаимодействие человека с Мировой Волей возможно через освоение(осознание) законов и принципов явленных ею.

Мировая Воля в философии

В философии понятие мировой воли уже неоднократно рассматривалось[2]:

Мировая воля - термин, которым философы-идеалисты обозначают якобы существующую объективно (независимо от человека и человечества) и составляющую сущность действительности волю. У Беме созерцающий себя и творящий мир бог отождествляется с «безосновной» единой волей. Подробно учение о М. в. разработано Шопенгауэром. Для него воля - вещь в себе, бессознательная «реальность», пребывающая вне пространства и времени. А все многообразие неорганического и органического мира не что иное, как ее воплощение. Понятие М. в. встречается и у представителей современной буржуазной философии. Например, в религозном экзистенциализме Бердяева первореальность, проявляющаяся в форме природы и истории, рассматривается как творческая воля.

и [3]:

Мировая воля - центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла(«Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла»). Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, иррациональная, слепая и злая М.в., выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества.

Что может ответить на это НТН? Мировая Воля - объективно существующая, творческая Воля Создателя, целью которой является развитие Жизни, а значит - несущая Благо, ибо Благо - самотрансценденция субстанциональности Бога[4]. В Герметическом своде, II.16 (по [5]) сказано просто и прямо: “Бог есть Благо и Благо есть Бог.”

Но вернемся к теме свободы и рассмотрим ее в контексте свободы воли с точки зрения НТН[5].

Свобода воли = свобода + воля

В волшебной книжке [4] читаем:

Свобода - актуализация Промысла; условие восхождения к Высшему Началу, к самотрансценденции. Самотрансценденция свободы - экзистенция в Промысле.

Звучит таинственно, но не очень понятно. Детали найдем в [5] “свобода есть восхождение Высшего Начала в нас и через нас, восхождение человека к Высшему Началу.”

Что это за Высшее Начало? Думаю, это может быть Божественное в человеке. Вчитаемся еще раз: свобода - это осуществление Божественного в человеке и через человека - ни много ни мало!

Философски звучит вроде стройно, а как это проявляется в обычной жизни? Если человек по-настоящему свободен, то он обязательно проявляет Божественное: несет в мир Благо, осуществляет Жизнь - в результате его действий = творчества (взаимодействий, слов, поступков) жизни становится больше, уменьшается негатив, раскрываются новые измерения явлений.

Свобода является базовым критерием духовности. Духовный человек и, тем более, Мастер своей деятельностью расширяет свободу окружающих, открывает им творческие и социальные перспективы."[5]

Все складывается легко, как бы само собой.

Там же [5] читаем, что “в творчестве по свободе идет рост Потенциала и увеличение свободы”, т.е. человек, осуществляя свободу, начинает получать ее все больше. Оказывается секрет прост: способствуешь Жизни, следуешь Мировой Воле - проявляешь Божественное, имеешь все бОльшую свободу (и наоборот просто по определению).

А где же “я свободен, поэтому делаю, что хочу”? :) Увы, [5] “личной свободы нет - это иллюзия! Мы не можем обустроить свой завтрашний день, но когда предоставишь свободу Божественному действию внутри себя, обретешь истинную свободу.”

Давайте задумаемся. Те, кто прямо сейчас считает себя абсолютно свободными, могут, например, исключить из своей жизни болезни, неприятные события, устроить на выходных всегда солнечную погоду и т.д.? Похоже, что такая “свобода” имеет какие-то ограниченные масштабы (“если мне не понравится, я встану и уйду”, “мне никто не нужен, надеюсь только на себя”). А можно посмотреть и с другой стороны - человек находится в мире, созданном по определенным Законам, Принципам, может ли он, находясь в нем, игнорировать эти самые принципы? :) Еду на машине, игнорирую ПДД.

Другая крайность - это признать человека “винтиком” в гигантском мировом механизме. Но и она, оказывается, не верна. Ибо человеку дана воля.

Воля - трансценденция Подобия Божия в человека; проявляется выбором деятельности и внутренним усилием, необходимым для ее осуществления[4].

“Человеку дана свобода воли, которой он должен уметь распорядиться: мужчина - вступить в проявление Воли Творца, в Со-Творчество; женщина - постичь Волю Творца через мужчину. У мужчин воля проявляется как стремление к духовному и является эманацией любви, вложенной в мужчину матерью или любящей женщиной. Искажение воли у мужчины возникает как следствие записи в нем искаженной любви женщины. Воля женщины иррациональна и возникает сама по себе как результат совершенства ее любви."[5]

Человеку дана свобода воли и для того, чтобы обрести истинную свободу с помощью нее, он должен добровольно проявлять Волю Творца! :) - по сути “как бы отказавшись” от своей воли. В аналогии с ездой на машине: у водителя есть выбор соблюдать или не соблюдать ПДД, соблюдение ПДД накладывает на водителя определенные ограничения, но взамен он получает полную свободу перемещения по дорогам.

Тут справедливости ради надо напомнить, что если Воля не исполняется, начинает действовать карма - фактически принуждая к исполнению. Но если исполняешь, то становишься способен выйти к проявлению бесконечного спектра вибраций Жизни (помните, что это Мировая Воля) - все-таки получается справедливо, обделенным человека точно не назовешь. К слову абсолютная свобода - хаос, “трансценденция изначальной свободы”.[4] Но это уже совсем другая история.

“В обыденной жизни люди сковывают свободу своей воли неграмотными энергетическими взаимодействиями и попадают тогда под действие кармы. Каждый человек наделен свободой воли и это часто мешает человеку обратиться в Жизнь. Человек, обретший Самосущность, становится свободным. Остальные зависимы от всего и всех. Главное в выборе своей судьбы - свобода воли."[5] Величайшая Премудрость и Доверие Творца!

“Чтобы стать Со-Творцом, необходимо иметь свободу Воли. Наша воля находится в исполнении Воли Творца - это и есть наша свобода. В этом - суть свободы. И только исполняя Волю Творца, обретаем свободу. Тайна нашего выбора - в предоставлении своего Пути Богу."[5]

“К свободе призываны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу” (Гал. 5:13)[5]

Еще интересно в [5]: “Отдал свою волю другому? - Жди нужду.”

“Свобода задает направление роста, а несвобода задает границу, фазу, условия, где придется проходить и проводить преобразования. Самая большая несвобода для человека - его телесность(физической и тонкие энергетические тела), но она же является местом и инструментом преобразования и преображения."[5]

Опять похожая картина - телесность как несвобода, но она же инструмент обретения истинной свободы.

“Несвобода, которую человек создает другим, обернется против него же. Потеря своей свободы есть точка актуализации мирового зла."[5]

Создал несвободу другому => отошел от Мировой Воли (т.к. свобода дана каждому человеку) => получил необходимость.

Процесс несвободы запускается в случае действия эго и при духовной недоразвитости; и чем больше они выражены, тем больше несвобода."[5]

Избыточность свободы, переразвитие ее в форме произвола ломает границу бытия. Люди взламывают переделы проникновением и получают несвободу. Брешь человека иногда приходится закрывать как амбразуру в бою. Самое простое действие - принять ситуацию. Нарушенная свобода восстанавливается вхождением в рамки необходимого."[5]

Литература

  1. Википедия “Свобода”
  2. Атеистический словарь.- М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.
  3. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. - Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.
  4. В.П. Гоч, В.Л. Кулиниченко “Максимы Тотальности. Осуществление.” - К.: Издательский дом “Аскания”, 2014
  5. В.П. Гоч, В.Д. Дворцов “Темы Дао” - Санкт-Петербург: ООО “ИЦДОМ “Айзорэль”, 2015
  6. В.П. Гоч, В.Л. Кулиниченко “НАЧАЛА” - Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013
  7. В.П. Гоч, В.Л. Кулиниченко “Тотальность” - Севастополь: издатель Карпин А.В., 2015