Пусть главное станет главным
Содержание
… путешествовать к Духу можно находясь дома, и привычная обстановка способствует этому. Пересмотрите свой день, отношения с родными и близкими и откажитесь от негармоничного и ветхого, несите любовь.
В.П. Гоч «Созвездие Новых Рун»
Тема личной эффективности, тайм-менеджмента и самоорганизации была и остается популярной. Об этом много пишут, проводят мастер-классы и даже длительные курсы. В соцсетях - множество самых разных коучей, энергокоучей, ассистентов личностного роста, специализированных психологов и консультантов. Оно и понятно - Новое Время способствует развитию, люди активнее ищут знания, а практический результат - существенное улучшение качества жизни - только усиливает стремление.
Интересно, что личная эффективность, находясь с одной стороны на стыке психологии, биологии, медицины - официальной науки в широком смысле, а с другой - йоги, различных энергетических и даже духовных практик («философских» учений), в целом воспринимается легко - цель понятна и приветствуется в обществе, а конкретные методики привлекают именами знаменитых и успешных людей.
Тем интереснее взглянуть с позиции НТН на идеи одного из известных авторов данной темы - Стивена Кови.
О книге
После восторженного отзыва ведущего тайм-менеджмент курса мне попалась книга:
Стивен Кови, Роджер и Ребекка Меррилл «Главное внимание - главным вещам: Жить, любить, учиться, оставить наследие» Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2011
Несмотря на «американский» стиль изложения - многочисленные повторы одной и той же мысли сдобрены красноречивыми высказываниями - думаю, некоторые идеи Кови и соавторов актуальны в контексте духовного развития вообще, где личная эффективность и взаимодействие со временем - лишь один из аспектов преображения бытия человека. Также в книге достаточно практических рекомендаций и вопросов, стимулирующих самопознание - за ними отсылаю к первоисточнику.
Изучающие Причинность вряд ли найдут в книге кардинально новое с философской точки зрения, но этот конкретный путь человека - от предпосылок до методики - содержит практические рекомендации полезные, на мой взгляд, для любого Путника. А изучение разных подходов проясняет собственное мировоззрение, позволяет находить соответствия, видеть, где и как НТН дает более глубокое описание происходящего.
Суть подхода и яркие моменты
Суть подхода Кови его же словами: «наша жизнь неподвластна нам, она подчиняется принципам». «Мы действительно определяем выбор своих действий, мы не в состоянии контролировать их последствия.» Этот подход он назвал принцип-центричным.
Под принципами он понимает универсальные законы, источник которых - Бог, о чем прямо сказано в Эпилоге:
И превыше всего мы почитаем Бога, который, как мы искренне верим, суть источник и принципов, и совести. Мы убеждены, что божественная искра есть в каждом из нас и что она ведет нас к принцип-центричной жизни, направленной на служение и внесение вклада. Но мы также признаем и чтим различия в убеждениях людей служения и совести во всем мире.
С его точки зрения традиционные подходы тайм-менеджмента фокусируются на том, чтобы «делать быстрее, усерднее, умнее и больше». Но «гораздо важнее понимать, куда вы идете, чем с какой скоростью». «Суть того, что вы делаете, и причина, по которой вы делаете это, гораздо важнее, чем скорость, с какой вы это делаете.»
Эта мысль подробно раскрывается на примере часов и компаса.
Часы олицетворяют наши обязательства, деловые встречи, планы, цели, конкретные дела - то, с чем мы имеем дело и как мы управляем нашим временем. Компас же представляет наше видение, ценности, принципы, миссию, совесть, направление - то, что нам кажется главным, и то, как мы распоряжаемся своей жизнью. Борьба начинается, когда мы ощущаем противоречие между часами и компасом, когда наша деятельность не способствует тому, что мы считаем главным в жизни.
Еще один яркий образ книги - лестница не у той стены:
Превозмогая боль, они ступенька за ступенькой карабкаются по лестнице успеха - диплом, работа допоздна, продвижение по службе, - только чтобы обнаружить, достигнув вершины, что лестница приставлена не к той стене. Поглощенные подъемом, они оставляют после себя руины прежних связей и упущенные мгновения полнокровной, настоящей жизни. В своей гонке они просто не находят времени делать то, что действительно имеет значение.
Каждый человек живет так, как понимает. Даже если вопрос не озвучен явно, возникающие ситуации и действия в них проявляют текущее понимание базовых вещей - жизни и своих целей в ней.
Часто люди ощущают растерянность, теряют ориентацию, не могут понять, а что, собственно, «главное». Они на автопилоте перескакивают с одного дела на другое. Они живут механически, и лишь иногда им приходит в голову задуматься, а есть ли хоть какой-то смысл в том, что они делают. Многие осознают отсутствие гармонии в своей жизни, но не верят в другие альтернативы. Либо им кажется, что издержки перемен слишком высоки, либо они просто боятся попробовать. Им легче продолжать жить по-прежнему.
Тут затрагиваются сразу несколько актуальных тем.
Во-первых, «автопилот» - о рефлекторном восприятии еще пойдет речь ниже, а быть «здесь и сейчас» - вообще необходимость и в то же время серьезное достижение для современного человека.
Во-вторых, неверие в возможность альтернативы - например, Теория Причинности как новое мировоззрение, т.е. даже не сомнение в эффективности, а просто отрицание факта, что может быть по-другому (и при этом это другое - доступно).
Наконец, третье - инерция и необходимость преодоления собственной недоразвитости, что всегда непросто, но без этого никак.
Примечательно, что Кови упоминает и так называемый «пробуждающий звонок», которого обычно лучше не ждать:
Осознание несоответствия может прийти самым драматическим образом. Умирает любимый человек. С ослепительной ясностью вы внезапно понимаете, что могло бы быть, но не случилось, поскольку вы были слишком заняты подъемом по лестнице успеха, вместо того чтобы укреплять и лелеять важные для вас отношения.
Тётя Карма всегда на страже сохранения человеком правильного движения. Похожее выражение в Школе - «волшебный пинок».
Традиционный тайм-менеджмент: контроль, продуктивность, ценности…
Рассматривая поколения тайм-менеджмента с позиции контроля, продуктивности, ценности и т.д., автор приходит к ряду интересных выводов.
Контроль. «Мы можем контролировать свой выбор, но не можем контролировать его последствия. Поднимая палку за один конец, мы поднимаем и второй.»
Это наводит на мысль о причинно-следственной связи, которую мы запускаем своим выбором. Тогда условного «контроля последствий» можно добиться при освоении законов Причинности и нет необходимости контролировать других людей (неподвластный человеку фактор непредсказуемости по Кови), но стоит учитывать их особенности.
Продуктивность - исходить «…из предпосылки, что «больше» и «быстрее» значит «лучше»». Как мы понимаем, это не всегда так. И после примера с быстрой ездой (продуктивное передвижение) в неверном направлении автор задает риторические вопросы: «как можно быть продуктивным в отношениях с людьми? Вы когда-нибудь пробовали быть продуктивным со своей супругой, с сыном-подростком, подчиненным, обсуждая волнующие их темы? Как это у вас получилось?»
«Можно быть продуктивным, имея дело с вещами, но не с людьми.»
Тут надо немного разобраться. Если под продуктивностью понимать степень приближения к цели (результат действий), а не особенности самого действия (быстрая езда), то пример с поездкой не подойдет. Какая мера продуктивности может быть в отношениях? В НТН мы знаем - это осуществление Жизни, забота о Жизни. Чем больше жизни проявляется в отношениях, чем больше возможностей раскрывается для роста, тем продуктивнее отношения. Продукт здесь по сути - собственное осуществление и способствование осуществлению других (конечно, если участники используют открывающиеся возможности).
Как добиться? Познанием и последующей гармонизацией своего бытия и взаимодействий - известны и этапы этого Пути.
Ценности. «Ценить что-то - значит считать это стоящим. И ценности чрезвычайно важны. Наши ценности направляют наши решения и действия. Но ценить можно множество самых разных вещей - любовь, безопасность, большой дом, банковский счет, общественное положение, признание, славу. Не все из того, что мы ценим, повышает качество нашей жизни. Когда наши ценности противоречат естественным законам, от которых зависят и мир в душе, и качество жизни, мы строим свою жизнь на иллюзии и обрекаем себя на неудачу. Мы не можем быть законом для себя.»
Если рассмотреть ценность как цель действий (мотив), то с одной стороны это может быть столь популярный нынче - поиск блага и\или чрезмерное беспокойство о завтрашнем дне: «Всё, что будет необходимым в вашей Дороге, будет дано вам. Но не больше! И будьте благодарны! Трижды благодарны!!!» [1]
Вместо заботы о своем мастерстве, состоянии и готовности выполнить работу завтрашнего дня. А это - основа будущего. Прошлое было необходимо, чтобы мы оказались здесь, в настоящем, такими какими есть, впереди - новые задачи. Если человек сделал всё, для чего он был предназначен - исполнил свою судьбу, то он уходит. В этом смысле поиск и потребление блага - тупик, выход - самому стать источником, стать ценным для Мира.
«Когда наши ценности противоречат естественным законам…», таким как, например, Мировая Воля :) или логика движения по Пути, то следствием иллюзии может стать не просто неудача, а потеря жизни.
С точки зрения ценностей как критериев - любые искажения в понимании своего предназначения, Пути, необходимой работы и Законов Мироздания приведут к учебным ситуациям, если человек движется, или неприятностям и проблемам, если он пока «дрейфует».
В философском контексте интересно, возможно ли вообще «быть законом для себя»? Мне кажется, это достижимо через «Со-Творчество - самодетерминация самотрансценденции в Тотальности. Главный движитель Мироздания.» [2]
Это, конечно, уже не «я для себя» исходя из самости, но «МЫ(с Творцом) для Мира».
Еще один аспект традиционного тайм-менеджмента по Кови - отношение к другим людям.
«Другие люди рассматриваются, по существу, либо как средство добиться большего за меньшее время - либо как препятствие. Соответственно отношения с окружающими становятся транзакционными. Но реальность такова, что величайшие достижения и величайшую радость в жизни дают трансформационные отношения. Сама природа человеческих отношений предполагает, что люди меняются. Они трансформируются. Создается что-то новое, и никто не может этим управлять. Никто не может предугадать, как все получится.»
«Отношение - тотальная связь между человеком и действительностью; трансценденция наличествования.» [2] Характер этого отношения проявляется во взаимодействиях.
«Взаимодействие - отношение, порождающее единство вещей и явлений; актуализация необходимости. Источник Нового.» [2]
Ситуация взаимодействия (с необходимостью) возникает для всех участников, чтобы каждый стал немного лучше - например, обрёл новое более высокое состояние. При наличии искажений, негатива Новое не возникает, проявляется неосуществление.
Основа подхода
Возвращаясь к предпосылкам принцип-центричного подхода Кови отмечает, что «способ видеть (наша парадигма) задает установки и поведение, а то, что мы делаем, ведет к результатам, которые мы получаем в своей жизни. Поэтому, если мы хотим существенно изменить результаты, мы не можем ограничиться просто изменением своих установок и поведения, методов или приемов; мы должны изменить парадигмы, на которых все это строится.»
Другими словами, пока сознание человека не поменяется, приемы и методы не дадут устойчивых изменений. «Сознание является основной голографической матрицей, по которой формируется сфера бытия, и от сознания человека зависит, как выглядит форма его бытия. Затем уже бытие определяет сознание.» [3]
«За духовной и за недуховной деятельностью всегда стоит организация жизни. Если человек не хочет организовывать жизнь, а отдает организацию её другому, жизнь к другому и уходит. В организацию жизни входит: отношение к себе, отношение к другим, отношение к Пути.» [4]
Основу подхода Кови составляют 3 идеи:
- Реализация четырех человеческих потребностей и способностей.
- «Истинный север».
- Потенциал четырех человеческих дарований.
1. Реализация четырех человеческих потребностей и способностей
Есть вещи, без которых самореализация человека невозможна. Если эти базовые потребности не удовлетворены, мы ощущаем пустоту и незавершенность.
Суть этих потребностей можно выразить так: «жить, любить, учиться и оставить наследие».
Потребность жить - это наша физическая потребность в таких вещах, как еда, одежда, жилье, экономическое благополучие, здоровье.
Потребность любить это наша социальная потребность поддерживать отношения с другими людьми, быть членом общества, любить и быть любимыми.
Потребность учиться есть интеллектуальная потребность нашего ума в развитии и росте.
Потребность оставить наследие - это наша духовная потребность ощущать смысл жизни, свое предназначение и свой вклад в общее наследие человечества.
Эти потребности реальны и тесно взаимосвязаны. Нередко люди, признавая существование этих потребностей, склонны рассматривать их как отдельные составляющие жизни. Баланс они понимают как отлаженный процесс достаточно быстрого перехода от одной из них к другой.
Но такая парадигма игнорирует возможность их мощной синергии, истинного баланса, подлинной самореализации. Чувства глубокой радости бытия мы достигаем там, где эти потребности пересекаются и совмещаются.
Предлагаемая автором структура человеческих потребностей выглядит логичной, но ей не хватает объема. С точки зрения триединства человека эти потребности можно расположить так:
- дух (духовная, интеллектуальная),
- душа (социальная, физическая),
- тело (физическая).
И в каждой категории упомянутая потребность отражает только малую часть всего объёма. Нам действительно нужно заботиться о своем теле («храм Духа»), т.к. оно инструмент и место преображения.
Физическое тело человека - континуум проявления метаморфоз и основа осуществления самотрансценденции. [2]
Здоровье и благополучие обретаются при движении по Пути, который пролегает в социуме.
Условием проявления Мировой Воли в бытии гражданина является социум. Подход к самотрансценденции (реализации своей высшей задачи) невозможен вне и без социума. [3]
На этом Пути человек совершенствуется, осваивает творчество, познает. В результате осуществляет Образ и Подобие в Со-Творчестве. Баланс потребностей можно понимать как гармонию этого движения, а с точки зрения внутреннего - осознание себя целостным, единым.
Интересное явление описывает Кови под названием «внутренний огонь»:
Удовлетворение четырех потребностей как единого целого действует как химическая реакция. Когда интеграция потребностей достигает некоторой «критической массы», происходит самопроизвольный взрыв - самовоспламенение внутренней синергии, разжигающей внутренний огонь и наполняющей жизнь смыслом, страстью и духом приключений. Детонатором этого взрыва служит наша духовная потребность оставить что-то после себя. Она преобразует другие потребности в способность внести вклад. Абрахам Маслоу разработал «иерархию потребностей», в которой определил самореализацию как вершинное переживание. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою прежнюю теорию и признал, что пиковым переживанием является не самореализация, а самотрансцендентность - выход за пределы собственного я.
Возможно, это первые результаты настройки своей жизни, обретение забытого ощущения целостности и легкости, резонанс с Мировой Волей. Не вершина, а состояние, в котором движение только начинается.
2. «Истинный север»
Не менее важен, чем сами потребности, которые мы хотим удовлетворить, выбор пути их реализации. Наша способность улучшить качество жизни, когда мы пытаемся удовлетворить свои основные потребности, определяется тем, в какой степени наша жизнь гармонирует с внешними реалиями.
Реальность «истинного севера» придает контекст и смысл тому, где мы находимся в данный момент, куда мы хотим попасть и как туда добраться. Без компаса, или звезд, или точного представления о своем местонахождении нам бывает трудно определить, где север, но он всегда есть.
… мы хотели бы исследовать «истинный север» в человеческом аспекте и разобраться, как создать внутренний компас, позволяющий настраивать курс жизни в соответствии с ним.
Удовлетворение потребностей, конечно, нельзя рассматривать как самоцель, но его необходимо учитывать. Например, глубинное творческое начало в человеке реализуется через мыслетворчество, даже если не вполне осознается самим человеком. Последствия игнорирования физических потребностей тоже очевидны. Под «истинным севером» можно понимать Мировую Волю, а с точки зрения человека - знание своего Пути, направления движения к Богу. Внутренний компас - как состояние, обеспечивающее устойчивость в духовном движении.
3. Потенциал четырех человеческих дарований
Мы, люди, обладаем уникальными способностями, которые отличают нас от животных. Эти способности сосредоточены в промежутке между стимулом и реакцией, между тем, что происходит с нами, и тем, как мы на это реагируем. В этом промежутке сосредоточена наша свобода выбора реакции. В нашей реакции заложен наш рост и наша свобода.
Качество жизни определяется тем, что происходит в промежутке между стимулом и реакцией.
Момент выбора - это момент истины. Это испытание нашего характера и компетентности.
Вот что обнаружил Виктор Франкл, пройдя нацистский лагерь смерти:
«Мы, пережившие концентрационные лагеря, хорошо помним людей, которые ходили по баракам, утешая других и делясь с ними последним куском хлеба. Может быть, их было не так много, но они служили достаточным доказательством того факта, что у человека можно отнять все, кроме одной вещи - последней из человеческих свобод - свободы выбирать свою позицию в любых обстоятельствах, выбирать свой собственный путь.
А выбор есть всегда. Каждый день, каждый час открывают перед человеком возможности делать выбор и принимать решения, которые определяют, поддадитесь вы силам, грозящим лишить вас собственного “я”, вашей внутренней свободы, или нет, которые определяют, станете ли вы игрушкой обстоятельств».
Возможно, нам удобнее жить с иллюзией, что обстоятельства или другие люди ответственны за качество нашей жизни, но в реальности мы сами ответственны за свой выбор. И хотя некоторые из принимаемых нами решений могут поначалу казаться мелкими и незначительными, подобно маленьким ручейкам, сливающимся в могучую реку, они образуют огромную силу, которая ведет нас к нашей судьбе.»
Однако не так просто сделать по-настоящему осознанный выбор. «Современному человеку свойственно рефлекторное восприятие реальности, которое вырабатывает у человека условный рефлекс… Поэтому на следующем этапе человек уже оценивает данный аспект ситуации автоматически, даже не задумываясь… несмотря на то, что условия могли измениться, и такое реагирование может быть неуместно или даже недопустимо… этот опыт играет для человека роль знания, является его сознанием… Рефлексивная взаимосвязь между мышлением и окружающей реальностью приводит к неопределённости жизни данного субъекта - как личной, так и социальной…» [4] Выход - в расширении сознания и изучение Теории Причинности выступает базисной методологией расширения сознания.[4]
Кроме того, у человека есть «дарования, заключенные в этом промежутке, - самосознание, совесть, творческое воображение и независимая воля - порождают высшую форму человеческой свободы: свободу выбирать, реагировать, меняться. Они создают компас, позволяющий нам соотнести свою жизнь с «истинным севером».»
Отдельного внимания здесь заслуживает совесть.
Совесть связывает нас с мудростью веков и мудростью сердца. Это наша внутренняя система ориентации, которая позволяет нам чувствовать, когда мы действуем или даже намереваемся действовать вопреки принципам. Она дает нам ощутить наши уникальные дарования и нашу миссию. Совесть позволяет нам соприкасаться одновременно с уникальным и универсальным. Только добравшись до своей совести, мы можем обнаружить свое предназначение и способность внести вклад.
Никто другой не может быть отцом для ваших детей. Никто другой не может быть таким же мужем для вашей супруги, каким можете быть вы. Никто другой не может быть таким же врачом для ваших пациентов, каким можете быть вы, таким же учителем для ваших учеников, таким же братом, другом, коллегой. То, что вы один можете внести в жизнь окружающих вас людей, никто другой внести не может.
Виктор Франкл говорил, что мы не изобретаем свое предназначение, а обнаруживаем его. Оно находится внутри нас, дожидаясь, пока мы его откроем.
В книге «Человек в поисках смысла» Франкл писал:
«У каждого человека есть призвание или миссия в жизни. Каждый должен осуществить то, для чего он предназначен. В этом отношении его никем нельзя заменить, а его жизнь невозможно повторить. Таким образом, задача каждого человека уникальна, как уникальны и его возможности решить ее».»
Чтобы развивать свою совесть, Кови рекомендует:
- читать и размышлять над многовековой литературой мудрости, чтобы расширить;
- представление о принципах «истинного севера»;
- изучать свои переживания, отстраняясь от них;
- внимательно наблюдать за опытом других людей;
- регулярно прислушиваться к своему внутреннему голосу;
- реагировать на этот голос.
Просто слушать голос совести недостаточно: мы должны реагировать на него. Когда мы действуем вопреки своему внутреннему голосу, мы начинаем сооружать вокруг совести мощную стену, которая блокирует ее чувствительность и восприимчивость.
Как заметил К.С. Льюис, «неповиновение голосу совести делает совесть слепой».
Интересно, что автор близко подошел к сути слова «совесть - Со-Весть проявления Воли Бога через себя.» [5] И подсказка, и руководство к действию, и виден результат неповиновения. :)
Описанные функции совести также напоминают сознание с пробудившимся в нем духом - Истинное Я человека. Путь к нему - через познание. «Духовная монада у человека сначала маленькая, но именно она заставляет человека искать знание. Если у человека есть тяга к познанию, значит духовность в нем присутствует. Духовное Зерно направляет и толкает душу к познанию, не даёт ей успокоиться. … И когда человек находит Путь, душа приходит в соответствие и напряжённость в ней исчезает. Дух, пробуждаясь, начинает руководить человеком и начинает его преображение.» [4]
Момент выбора
Принцип-центричный подход к организации жизни состоит из 6 еженедельно повторяющихся этапов, очень похожих на обычное планирование. Подробности с примерами можно найти в книге. Важной особенностью является охват в процессе планирования всех аспектов своей жизни - с выделением ролей, функций, своих целей и ориентиров для принятия решения в меняющейся обстановке. С одной стороны, это дробление. Человек единый по своей сути «проецируется» на ограниченное количество важных с его точки зрения сфер - роли («Роли представляют наши обязанности, связи и сферы приложения сил.»), а с другой, в процессе развития сознания - это, похоже, единственный путь - анализ с последующим синтезом.
Вдумаемся: каждую неделю (не разово, а на регулярной основе) человек делает паузу и в тишине (тоже совет Кови) оглядывает свою жизнь - отмечает, что удалось достичь, где он отклонился, какие сферы требуют внимания. Свои выводы он воплощает в плане на следующую неделю. Не заполняет каждый час каким-то делом, но старается гармонично спланировать свою деятельность, формулирует себе подсказки-напоминания, помогающие в момент выбора. В процессе планирования он исходит из принципов («жить, любить, учиться и оставить наследие», «истинный север», причинность), соотносит свое движение с миссией, т.е. осознанно и тотально (насколько может) поляризует свою жизнь.
Сами принципы не стоит воспринимать буквально, они как пример. У каждого в меру понимания, они свои. Но осознание их как основы и решимость опираться на них в повседневной жизни заслуживает уважения.
Является ли этот посыл чем-то принципиально новым? Вряд ли. Однако часто даже духовно развивающиеся люди в некоторых вопросах ограничиваются знанием, как делать надо и не стараются осуществить это на практике. Слова эпиграфа известны многим учащимся Школы - сжато выражают суть этого и многих подобных подходов. Многие ли, прочитав, всерьёз брались их выполнять - регулярно? :)
Пусть главное всегда остаётся главным!
Кто выбрал Путь, не должен отступать,
Скрывая тёмные участки бытия:
Для Неба он - прозрачная слеза.
Лишь изнутри Свет может воссиять.
Не бойся ветхое оставить позади,
Оно свою уже сыграло роль.
Легко войти же Новому позволь,
Чтоб Сказка раскрывалась впереди.
Литература
- В.П. Гоч “Созвездие Новых Рун” - Санкт-Петербург: ООО “ИЦДОМ Айзорэль”, 2018
- В.П. Гоч “Максимы Тотальности. Единое” - СПб: “Айзорэль”, 2019
- В.П. Гоч, С.В.Белов “Теория Причинности: (5-е издание, дополненное)” - Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014
- В.П. Гоч, С.В.Белов “Неклассическая тотальная наука.” - СПб: ООО “ИЦДОМ “Айзорэль”, 2019
- “Словарь сути слов.” Под редакцией В.П. Гоча. - Тюмень: Издательство “ИСТИНА”, 2003